• omgtu

Загребнев Виталий: Предпринимательство – это профессиональные пробы на профпригодность


Формат WorldSkills меняет представление о труде: если раньше героем был просто человек труда, то теперь герой – это прежде всего человек, дающий результат, а если точнее, лучший результат. Мы беседуем Виталием Юрьевичем Загребневым, главным экспертом компетенции «Предпринимательство», заместителем директора БПОУ Омской области «Торгово-экономический колледж им. Г. Д. Зуйковой».


Предпринимательство – очень широкое понятие. Как можно свести его к формату компетенции?

Особенностью компетенции «Предпринимательство» заключается в том, что на мировом чемпионате ее нет, потому что мировое сообщество глубоко убеждено, что такой компетенции не существует. Предпринимательство может быть присуще представителям любых профессий. Но на уровне Евросоюза предпринимательство выделено в отдельную компетенцию. Мало того, европейцы, в частности финны, – авторы концепции компетенции «Предпринимательство» и технического задания.

На уровне стран данная компетенция также трактуется с учетом особенностей организации бизнеса на локальном уровне. Именно поэтому на компетенцию «Предпринимательство» нет каких-либо ограничений, ведь цель ее не чемпионат ради чемпионата, а именно развитие предпринимательства. Если три года назад мы начинали работать с этой компетенцией как с игрой в бизнес, то сегодня эксперты осознали, что «Предпринимательство» – это площадка для развития стартапов и стали помогать в реализации этих идей. Само понятие «предпринимательство» определяет совокупность усилий для достижения целей и эффективное использование имеющихся ресурсов – временных, материальных, кадровых. Но усилий мало, нужны решения. И предприниматель вынужден их принимать. Эти решения имеют разную степень влияния на конечный результат.


Как конкурс WorldSkills помогает оформить принятые решения?

На мой взгляд, важен результат, которого человек хотел добиться. Но результат должен быть достижим и измерим. Например, когда человек говорит, что хочет стать богатым и успешным, он должен понимать, каким критериям будут соответствовать эти понятия, что значит быть богатым и успешным. И, скорее, достижение результата будет определяться по достижению этих критериев качественно или количественно.

При проведении чемпионата мы ставим цели перед участниками и определяем критерии этих целей. Далее эксперты оценивают совокупность решений и выбирают наиболее эффективные. Еще один большой плюс нашей компетенции – это работа с собственными бизнес-планами участников, то есть на конкурс они приносят свои идеи в достаточной степени проработки. Раньше мы выдавали абстрактные задания, и результаты были достаточно противоречивые. Это скорее были фантазии на тему, не более того. Настоящий формат привлекает в чемпионат участников, действительно стремящихся предпринимать действия для создания собственного бизнеса. Экспертное сообщество, оценивая решения, проводит комплексную экспертизу проекта, дает участникам возможность развить проект. И это не просто слова – ребята открывают предприятия по оказанию услуг и выпуску продукции. Примерно 70% решений – услуги, 30% – продукция. Это связано с тем, что услуга не требует больших материальных затрат. Приведем примеры проектов: 3D-печать, в том числе протезов, выпуск кондитерской продукции, переработка отходов, программные продукты, квесты, услуги по мобильной продаже кофе, работа с детьми, организация мероприятий и промоушенов, услуги для студентов, ногтевой сервис и т. д. Если учесть, что в 60 регионах уже прошли такие чемпионаты и в каждом из них было до десяти успешных проектов, то можете сами оценить масштаб этой работы.


О предпринимательстве думают многие. Какой первый шаг должен сделать человек, чтобы пойти дальше, чем просто мечты?

Предпринимательство ведет к самозанятости человека, и первый шаг – это, наверное, посмотреть на себя, организовать свое время и выделить ресурсы для работы над идеей. Далее – идея, откуда ее взять? Есть методы: «ловушка для идей», метод шести шляп, мозговой штурм.

Второй вопрос – куда пойти человеку со своей идеей? На самом деле, по статистике, людей, способных самостоятельно начать свое дело, не так уж и много, около 6%. Когда люди проходят обучение, уже 8–9% способны работать самостоятельно. Но очень важно понимать, что не может быть 20–30% самозанятых людей, да и такой цели не стоит в принципе.

Но если мы проводим учебный курс по предпринимательству для всех студентов, мы сеем в их душах сомнение, положительное сомнение –  почему бы не попробовать, ведь это не так уж и сложно. К тому же есть люди, которые помогут начать свой бизнес.

Есть тенденция, чем более высок уровень образования молодых людей, тем сложнее, иногда менее реализуемыми становятся проекты. Если студент колледжа будет рад открыть ногтевой сервис, то студенты университета хотят открывать частные школы, создавать новую транспортную систему и т. п.

Но это все статистика. Нужно с чего-то начинать, и самый простой способ – это «ловушка для идей». Берете блокнот и карандаш и записываете идеи. Не так важно на начальном этапе, хорошая это идея или бредовая, главное, что ее зафиксировали. Далее эти идеи можно упорядочить, от достижимой и до сложно реализуемой. Затем надо освоить компетенции, необходимые для реализации проекта. Например, один из студентов решил заниматься продвижением сайтов. Сначала он прошел практику на IT-предприятии, потом начал создавать самостоятельные проекты. Сейчас это уже сложившийся бизнес, оформленный в ИП, и в работе находится порядка пяти проектов. Обязательно надо дать студенту возможность попробовать себя, это называется профессиональной пробой на профпригодность. И не важно, на кого учится студент. Он мог поступить на экономиста, но на самом деле из него выйдет прекрасный менеджер.


Открыли бизнес, что дальше? Чем поможет WorldSkills после того, как проект родился?

В этом году WorldSkills столкнулся с ситуацией, когда проекты, которые подают на конкурс, уже запущены и приносят прибыль. Поэтому на национальном уровне принято решение изменить конкурсное задание и ввести модуль, который будет оценивать то, что происходит после того, как мы открыли проект и начали зарабатывать деньги. Все карты мы раскрывать не будем, но вопросы качества проекта, его устойчивость будут занимать немалое место.

Суть движения WorldSkills – популяризация рабочих профессий и соответствие мировым стандартам, из которых качество является одним из наиболее приоритетных. Сейчас перед организаторами движения стоит другая немаловажная проблема – возраст участников. Участие в конкурсе ограничено 21–23 годами, и получается, что студенты, которые набираются опыта, проходят отборочные этапы, в конечном счете упираются в этот возрастной ценз. Мы создали базу данных участников, проектов теперь их надо передать дальше по цепочке на следующий уровень, а механизм такой передачи еще не проработан. Да, существуют бизнес-инкубаторы и технопарки, но порядок их взаимодействия с форматом WorldSkills еще не разработан. Какую-то часть проектов возьмут на себя вузы, проводя внутренние чемпионаты, но идея встраивания WorldSkills в государственную политику по развитию малого предпринимательства уже назрела.


Что ждет WorldSkills?

В нашей стране любят помпезность, и, конечно, есть опасность перерастания конкурса в шоу. По затратам WorldSkills скоро будет сопоставим с затратами на Олимпиаду 2014 года. Промежуточные этапы проходят, как правило, в рабочем режиме, но итоговые выступления всегда максимально публичны и интересны не только профессионалам, но и зрительской аудитории. Конечно, есть направления, особенно технологические, в которых результаты работ впечатляют, например металлообработка, строительство. Защита проектов по предпринимательству или менеджменту также проходит в презентационном, интерактивном режиме. Будущее конкурса – его открытость, проведение мероприятия на максимально открытых площадках, совмещение его с ярмарками вакансий и обучения. Где, как не на таких чемпионатах, школьник может как можно ближе познакомиться с профессией? Однозначно, у WorldSkills есть профориентационное будущее, а значит, и омоложение его участников.

Просмотров: 9

Недавние посты

Смотреть все

ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ «ПЛАН РАЗВИТИЯ 2021-2030: ВУЗЫ КАК ЦЕНТРЫ ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ»

В соответствии с оценками компании Boston Consulting Group, в мире 1,3 миллиарда человек находятся в квалификационной яме, что говорит о том, что их навыки и знания не соответствуют требованиям работо

  • Instagram - Белый круг
  • Vkontakte - Белый круг
  • Facebook - Белый круг
  • Twitter - Белый круг
  • YouTube - Белый круг

© 2020. Омский государственный технический университет